Когда я начал заниматься литературой, мне было 19 лет. Если разобраться поздновато. Но я занимался просто сам для себя. Литературу как школьный предмет я любил, но не любил читать.
Любил стихи, рассуждения, память была неплохая, но читать для меня был крах. Читал я очень плохо, после десяти классов вслух почти по слогам, про себя чуть быстрее. К девятнадцати годам я прочитал не более десяти романов и то не из школьной программы. Школьную программу я знал благодаря старшей сестре и брату, который читал книги, просто проглатывая. Представьте, учит сестра, через два года брат и через два года я. Грех не запомнить. Но в девятнадцать я просто подумал: - А не пора бы самому полностью перечитать школьную программу, и не только по литературе. Не-очень то хочется выглядеть неуком, да и в институт поступать все равно придется.
Я начал перечитывать все, начиная с четвертого класса, и не просто перечитывать, а задумываться, рассуждать и записывать рассуждения примерно как в школе. Я начал понимать, что литературу надо изучать не только снаружи, но и изнутри, на столько, насколько хватит терпения и литературы о литературе. Но чтобы хорошо познать, надо, писать самому. Я начал пробовать писать стихи и в этих же тетрадях свои размышления.
Когда познания у человека не глубокие, он думает, что до гениальности рукой подать.
- Подумаешь чи ни гениальность гуляет – подгоняет, красный – ясный, читал – бросал и тд, и тп, и я так смогу. Я тоже решил, что это легко и просто сидел – смотрел, шел – нашел, тень – плетень. Но сразу же стал задумываться: - Если это так просто, то поэтом может стать каждый, а их, тех, чьи стихи действительно жгут душу на пальцах пересчитать.
Я писал сам для себя и для любимой девушки, гордясь собой, но что-то мне не давало покоя. Позже вспоминая ту писанину, мне становилось так стыдно, что хоть плачь. А я ведь отсылал стихи любимой девушке в письмах. Кроме ее никто не знал о моем увлечении. Впервые я заговорил об этом по прошествии двадцати лет, будучи студентом заочником.
Мне ветер подставил плече,
Волна мне дала пот дых,
Писать можно черти о чем,
Все просто у молодых…
Не знаю как, может потому, что стихи мне всегда нравились, но я понял, что для поэта не самое главное писать стихи, а главное учить чужие, искать литературу объясняющую поэзию как искусство. Искать высказывание гениев об их литературе, и их рассуждение о произведениях и о личном творчестве.
Сейчас я часто слышу от людей, которые издали по несколько своих сборников стихов:- Подумаешь стишок написать, да я их за день по пять и больше пишу и многое в этом роде.
Вот таких умников, которые по десять и более сборников издали, я иногда для прикола прошу, почитать чужие стихи. Они смотрят на меня как на идиота:- А зачем чужие ты вот мои послушай, - и погнал тюльку в море. И что самое плохое, что ни наизусть, а из книжки.
А я чужие люблю читать. Читаешь чужие и думаешь: - Какой я поэт, так. Но иногда читая для других чужие, свое вставишь, смотришь, прошло, даже похвалили, ну и, слава Богу.
Я не знаю прав я или нет, но это просто мои рассуждения.
Я тоже в двадцать писал стихи и очень много, о любви и на другие темы, но больше я учил чужие, зачастую не понимая, что там написано. Это от незнания. Мы только думаем, что этот стих хороший, это только потому, что он написан по уровню нашего познания. А вот этот плохой, слова непонятные, рифма отсутствует или не такая как нам хочется, а здесь вообще непонятно о чем и как. Вот здесь самое страшное то, что основная масса пишущих, даже не задумываясь, читает только то, что им нравится, а то, что не нравится, считают бредом. Я начал еще в двадцать думать наоборот. Ведь не может быть, чтоб у гениев был бред. Ведь кто-то признал их гениальность.
Почему???
И я с головой уходил в поиски непонятного. Ведь написал поэт
… Не единою буквой не лгу…
…Засиживалась сутками у Блока,
У Бальмонта жила не выходя.
Если он о них так написал, они тоже не только словом, но и не единою буквой.
Сколько я перелопатил литературы и с каждым разом я все больше и больше восхищаюсь поэзией этих и других гениев, порой непонятных.
Когда-то читая Цветаеву, я был просто в заблуждении и не только ее. А оказалось, что их познания в истории, философии, литературе и многом другом настолько велики, что с каждым разом просвещаясь сам, в их произведениях находишь все новые и новые открытия. И вот теперь, когда я хоть что-то по сравнению с ними узнал, я понимаю какой я невежда и насколько я, по сравнению с ними бездарен в поэзии.
…Я как поэт постигнувший искусство,
Не восхищен своею глубиной.
Это пишет Бальмонт, про которого так отзывается Высоцкий. Для меня он очень и очень трудно учится, зато выучив стихотворение и разобрав его до мелочей, даже по своим познаниям, понимаю, насколько он гениален.
Многие пишущие стихи не стесняясь, говорят: - А зачем мне знать про ямбы и хореи, я и так пишу, заслушаешься, вот послушай, и опять понеслась, а слушать нечего сплошная банальщина, все стихи четырехдольники и перекрестная глагольная рифма ради такта вставлены ненужные слова и слова паразиты. Говоришь ему:- Ты выкинь вот это, вот это и если смысл не изменился, то эти слова здесь не нужны. Ведь… - Не единою буквой…, а у тебя половину слов можно выкинуть. Как сильно они на меня за это обижаются, вплоть до ненависти. А ведь каждая русская буква имеет огромное значение и смысл также как и иероглиф. А русское слово?! Над этим всегда надо задумываться, а не ляпать, что попало, лишь бы в рифму.
Всей пишущей братии говорю: - Просвещайтесь. Ведь тех великих, которых мы почитаем и учим наизусть, начинали учить с пеленок трем – пяти языкам, мифологии не только греческой, но и своего народа и других народов запада и востока. Также они знали о разных религиях. Им с детства прививали стремление к познаниям. Они изучали разные науки и к десяти годам зачастую знали столько, сколько мы не знали по окончании средней школы и не знаем до сих пор, то есть и в 30 и в 40 и тд. Я спрашиваю поэтов, членов союза писателей которые старше меня: - Вы знакомы с христианством и с православием хотя бы в общих чертах. Ответ меня ужасает:- А зачем, разве это обязательно, ведь обходились без этой ереси все люди Советского Союза и слава Богу живы, здоровы.
- Но извините, вы даже в своем ответе вспомнили про Всевышнего.
- Да это так к слову, а вообще оно не надо.
Спрашиваю.
- А как же тогда о славянском вероисповедании, а гороскопы, а нумерология, а хиромантия, а гадание на картах, а другие гадания, а народные приметы, а понятия о других измерениях, а сколько другого о целительных свойствах красок, музыки и слов, о солнечной системе, о галактике и многом, многом другом.
Они опять смотрят на меня как на ненормального. А я, когда над этим задумываюсь, понимаю какой я неук. Я понимаю, что, не выучив и не разобрав стихотворения, я вижу только наружное, а не изнутри суть оного, то есть то, что автор вложил в эти слова и буквы. А как хочется узнать.
Но даже многого, не зная, я пишу стихи и прозу, стараясь учиться.
Человек, занимающийся поэзией, должен подойти к ней как к науке и любить поэзию в себе, а не себя в поэзии. Какими бы он ни обладал познаниями.
Я пишу, многого не зная, но я всегда стараюсь учиться, стремиться к познанию и быть всегда в поиске. По началу человек начинает просто рифмовать. Так же начинал я, не всегда подбирая правильно звучащие слова, за частую не думая о значении этих слов, но потом чувствовал, что, что-то не то, должно быть иначе, но другого не находил и оставлял так как было. Потом я начал понимать, что не везде подходит перекрестная, здесь лучше когда опоясывающая, а здесь смежная, здесь мужская, здесь женская, здесь дактилическая, так же четырехдольники и трехдольники. Потом я начал понимать, что поэзия так же как музыка и художество – искусство.
И даже не обладая большими знаниями в других сферах, поэт должен учиться именно поэтической красоте.
Музыка – Всего семь нот, если не ошибаюсь это утверждено Пифагором. Теперь смотрите, что получается из семи нот. Сколько красоты и разнообразия, порой голова кругом идет и сердце замирает. Кажется, что больше и придумать нечего, а музыка все новая и новая. Много такой которую мы не хотим слушать и воспринимать, считая бредом, раньше рок, метал и многое другое, что сейчас воспринимается нормально, а новое опять принимаем в штыки, а чему-то старому, поднесенному с кривляньями аплодируем. Так всегда было и так всегда будет.
И представьте человек ничего непонимающий в музыке, взял гармошку, нажал на клавиши и растянул меха. Это тоже музыка. Он научился по очереди нажимать на три клавиши и решил, что он музыкант. Тоже и с гитарой и любым другим музыкальным инструментом. Он себя чувствует чуть ли ни гением, а нам смешно. Сколько же ему надо учиться, чтоб стать музыкантом?
Из семи нот вытекает столько музыки с полутонами, диезами и бемолями в которых я не разбираюсь вообще, но знаю точно, что музыкантом стать не просто. В любом самоучителе начинаешь с азов и учишь чужие произведения. И только тогда, когда ты будешь свободно исполнять чужие, свободно играть по нотам даже незнакомые произведения и многое другое, только тогда тебя признают знающим. И только тогда, исходя из знания чужого, научившись, подражать и копировать вы сможете сотворить свое.
Такая же картина в художестве.
Семь цветов радуги, всего семь. Но, посмотрите, сколько прекрасных картин. Многие просто оживают, кажется еще мгновение и то, что нарисовано, придет в движение. А сколько гениальных картин, которых мы не можем понять и считаем мазней? Есть такие, что издали мазня, подойдешь и видишь прекрасный пейзаж и, наоборот, в близи мазня, отойдешь прекрасно.
Но, опять кто-то взял карандаш, нарисовал домик из шести черточек, сверху трубу, из которой каракулька дыма, рядом палка, палка, две смекалки, точка, точка два крючочка, ротик, носик и тд.
И решил, что он художник.
Сколько же надо учиться, чтоб стать художником или музыкантом, даже если у вас к этому талант от рождения?
Всего семь цветов радуги, а сколько красоты!? Бесконечность! И также как в музыке надо учиться.
Учиться правильно, смешивать краски, учиться копировать великих, подражать и совершенствовать свое мастерство. И только потом можно создать, что-то свое, чего еще ни у кого не было.
А всего семь нот и семь цветов радуги.
Вернемся к поэзии, здесь в основе тоже семь, четыре четырехдольника и три трехдольника.
Человек, который научился рифмовать тень – плетень, писал – бросал, это тоже, что нажал на клавишу или дернул струну, это тоже, что взял карандаш и шестью черточками нарисовал домик. Но, мы почему-то не согласны, что это музыкант, а это художник. Так почему же человек не знающий, что такое ямб и амфибрахий, женская и мужская, что такое подлежащее и сказуемое считает себя поэтом?! Только потому, что он умудрился издать десять сборников и стать членом союза писателей. Вопрос? Какой неук его туда принимал?!
Нет, ребята надо учиться. Надо учить чужие, чтоб научиться подражать и копировать. Надо досконально знать об этой основе, состоящей из семи. Знать о том, что они могут быть и двух и семи стоп. Надо учиться разнообразию строфы и многому, многому другому, чтоб придать красоты звучанию. Надо учиться так же как художнику и музыканту. Всегда быть в поиске чего-то нового и экспериментировать.
Человек научился на слух писать (четырехстопным ямбом) то есть четырехдольником вторым или четвертым и все темы шурует одним и тем же, слава Богу, если еще темы разные, а то, все одно и то же, думая, что это отлично, он поэт. Хорошо если рассказывать умеет, а то мямлит что-то невнятное себе под нос. Другой наоборот, что-то настряпал, а читает заслушаешься, а прислушаешься, слушать нечего. Он просто артистичен.
Нет, ребята в стихе должно все соответствовать. Для правильного звучания темы, подберите дольник, стопу, строфу, может белый, может верлибр и тд. и тп. Экспериментируйте, ищите и поймете, что поэзией можно создать прекрасную музыку и прекрасную картину.
Стих можно писать перекрестно четырехдольник с трехдольником, и рифмовать трехдольник с двудольником и многое, многое другое, что я постоянно экспериментирую. А сколько я не знаю. Это ведь как в музыке и художестве, постичь всего просто невозможно, но стремиться надо.
Как я жалею, что я простой самоучка. У меня кроме книг не было ни учителей, ни людей рядом которые бы хоть чуть-чуть увлекались литературой.
И вот когда вы напишите так, как еще ни у кого не было и возможно это не будет похоже на стихи, но вы легко докажете, что это настоящая поэзия с глубоким смыслом и по всем правилам поэтической науке, вот тогда вы будите что-то значить.
Есть легенда, что музыкант сыграл на одной струне – это великий музыкант.
Гениальный художник может нарисовать прекрасную картину на белом холсте простым углем.
Представьте, что они смогут, если у них под рукой все, что им надо.
Есть в Японии легенда. Император пригласил лучших художников разрисовать стены комнат его огромного дворца. Когда он по окончании оценивал, то было все прекрасно. Но вот он зашел в последний огромный зал. Стены были разрисованы. Это был прекрасный сад с ручьями, причудливыми птицами и животными.
Император спросил у художника.
- А, что там дальше в саду?
- Пойдемте, посмотрим, - ответил художник.
Они пошли по тропинке, увлеченно беседуя, любуясь, окружающей их красотой. Они так и не вернулись из того прекрасного мира.
Такая же красота должна быть в поэзии. У великих так и есть. Когда читаешь, то ты там внутри их поэзии, наслаждаешься, и нет желания, возвращаться оттуда, даже если там страшно.
Поэт тоже может написать простым дольником, перекрестно или смежно, в общем, простенько, но чтобы получилась в этом стихе прекрасная картина и музыка, он должен быть гением. Для этого надо обойти всех тех, кто так уже писал, а это, по-моему, невозможно. Значит надо искать, искать, и искать, экспериментировать, находить новые оттенки и в красоте и в звучании и в том, как оно написано, и в том, как оно выглядит на бумаге и все должно быть в гармонии. В поэзии должно быть все прекрасно и форма, и содержание, и наружное и внутреннее, чтоб тот, кто слушает, слышал прекрасную музыку и видел прекрасную картину, получал информацию для размышления и многое, многое другое чего мы еще не знаем. Мы обязаны находить новое так же, как находили предыдущие поколения, только тогда мы сможем называть себя поэтами.
А пока, что я знаком с множеством выпустивших много сборников, состоящих в союзе писателей, с такими регалиями, что мама не горюй, а на простой вопрос, кто такой Тредиаковский или Квятковский жмут плечами. Я уже не раз слышал в свой адрес: - Ты кто такой, у тебя ни одной книги, ты ни член и вообще ты никто. Это вместо того чтоб хотя бы снизойти с Олимпа и поговорить с простым смертным. А может это и хорошо, что у меня нет книги. Я считаю, что книги должны печатать поклонники вашего таланта, а не вы сами. Ведь поклонники фуфла печатать не станут. А сам? Деньги есть и шуруй. Только их потом никто не читает.
Я многих начинающих предупреждал:- Не спешите, чтоб потом не жалеть. В ответ они находили аргументы, по которым печататься необходимо. Потом через год их познания расширились, и они краснели даже при упоминании о тех изданиях.
Загляните в интернет, в стихи. Вам не кажется, что это помойка. Один поэт мне говорит: - У меня в интернете более двух тысяч. Зачем?! Кто их читать будет!? Моих на этой помойке двадцать. И опять я не сам туда их поместил. Не уж не понятно, поместите туда десяток, два, но чтоб они были различные во всем. И понимающий поймет кто вы. И если вы что-то, он попросит вашего творчества. Зачем же навязывать целые тысячи?
Так, что давайте стараться, хоть словом не врать, не то, что буквой.
Я уже говорил, что каждая русская буква, это иероглиф, имеющий огромный смысл. Вспомните русскую азбуку. Азм, Боги, Веды, Глаголь, Добро и т.д. Постарайтесь узнать что из себя представляют буквы такие, какими мы их видим написанными или напечатанными.
Если поэт не задумывается над чужими стихами, над тем, что таится за каждым словом, если он не разбирает их по структуре стихосложения, то вряд ли он что-то понимает в этом искусстве, называемом поэзией. А гениальность других принимает за бред. Поэт как художник и музыкант должен постоянно быть в поиске нового. В произведениях должно быть все в гармонии; смысл, ритм, строфика, звучание и даже вид напечатанного должен отражать смысл.
Представьте, какой глубокий смысл имеет исконно Русское слово. Поэтому человек занимающийся поэзией, обязан знать смысл написанных им слов, а не лепить их абы было складно. Поэзия, это краткость, а не размазывание соплей. В минимуме слов, должно быть максимум смысла. Поэт должен видеть и слышать не только то, что видят и слышат все, но и глубину и суть произведения. Он обязан писать так, чтоб интересно было не просвещённым, а просвещённым было над чем задуматься. Именно этим славится Русская поэзия.
Каждый знает, что молитва помогает. Но ведь это тоже произнесенные слова и буквы. Все символы имеют магическую силу. Буквы это тоже символы. А какую огромную силу имеют заклинания. Над всем этим надо задумываться.
Я не восхищен своими познаниями. Чем больше учусь, чем больше узнаю, тем больше понимаю, насколько я неграмотен и какой я невежда. Так, что ребята не обольщайтесь, а учитесь и я надеюсь, что тоже это поймете.